Новый порядок размещения общедоступной информации на сайтах госорганов упростит обучение ИИ для компаний
Минэкономразвития разработало порядок раскрытия данных госведомств в интернете. Это позволит компаниям получить доступ к информации органов власти и обучать на них модели искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий приказ вывешен 7 июня на сайте официального опубликования правовых актов.
Теперь государственный или муниципальный орган может признать информацию общедоступной по запросу физических и юридических лиц и опубликовать ее в специальном разделе на сайте ведомства под названием «Открытые данные». Принимать решение о размещении информации ведомство будет на основе общественной потребности в такой информации. Определять, какие данные нужны в открытом доступе, будут публичные советы, которые могут собираться на площадках при федеральных органах исполнительной власти, госорганах регионов, органах местного самоуправления, координационных и совещательных органах при правительстве России.
Под открытыми данными понимается информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная в интернете в виде массивов данных. По словам представителя Минэкономразвития, в спецразделах будут публиковаться абсолютно разные данные, кроме персональных (ПД). Компании смогут использовать сведения для обучения моделей ИИ, данными можно будет пользоваться бесплатно, уточнил собеседник.
Наполнение для нацпроекта
Приказ подготавливает почву для вовлечения данных в экономику и выполнения целей готовящегося нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», отметил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэка Владимир Волошин.
Нацпроект «Экономика данных» с 2025 г. придет на смену «Цифровой экономике». Его параметры правительство должно утвердить до 1 сентября 2024 г., следует из послания президента Федеральному cобранию от 29 февраля. На финансирование нового нацпроекта будет направлено не менее 700 млрд руб., сообщил тогда Владимир Путин. Нацпроект предусматривает создание к 2030 г. во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы цифровых платформ, которые «позволяют оптимально выстроить взаимоотношения граждан, бизнеса и государства между собой».
«Для государства такие технологии, интегральные платформы открывают огромные возможности для планирования развития экономики отдельных отраслей, регионов и городов, для эффективного управления нашими программами и национальными проектами, – говорил Путин в послании. – И главное, мы сможем и дальше выстраивать работу всех уровней власти вокруг интересов каждого человека, каждой семьи; предоставлять государственные и муниципальные услуги гражданам и бизнесу проактивно, в удобном формате с максимально быстрым получением результата».
«Государство является крупным владельцем данных, мы ставим перед собой задачу выстроить диалог между потребителями данных в лице, например, бизнеса и исследовательского сообщества и государства. Необходим эффективный механизм определения перечня информации, доступ к которой будет представляться в открытой форме, методические указания как раз содержат необходимые решения в этой части», – пояснил директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин «Ведомостям».
Унифицированный подход к публикации данных на сайтах ведомств позволит компаниям эффективнее искать необходимую информацию: упростит сбор и анализ данных, говорит представитель Ассоциации больших данных (АБД). «Удобный доступ к данным может стимулировать развитие новых технологий и разработок в области ИИ и анализа данных, приводя к появлению новых продуктов и услуг», – считает он.
Из госорганов выдачи нет
Запрос на получение открытых данных ведомств у компаний действительно есть, подтверждает адвокат московской коллегии адвокатов «Ковалев, Малютов и партнеры» Элизбар Маргиев. Но недостаток нормативного регулирования в этой области часто приводит к отказам в доступе к информации, что может вызывать конфликты и судебные разбирательства, отмечает он. «Действительно, возникает ситуация, в которой сведения, не составляющие ни государственной, ни служебной, ни какой бы то ни было еще тайны и распространение которых вообще никак не может навредить или причинить ущерб интересам государства и общества, не публикуются просто потому, что так решил тот или иной орган власти или местного самоуправления», – подтверждает генеральный директор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш.
Хотя в приказе Минэка декларируется, что будут проводиться опросы физических и юридических лиц, а также учитываться мнения общественных советов, но кто и как будет определять наличие «общественной потребности», не совсем понятно, обращает внимание Барабаш. «Документ предлагает порядок, но не дает ответа на ключевые вопросы относительно того, как это [определение значимости и процедура публикации] вообще будет работать», – говорит она. По мнению Маргиева, методические рекомендации по отнесению информации к общедоступной являются позитивным шагом для потребителей этих данных, но требуют дальнейшего совершенствования. Нужна конкретизация критериев отнесения той или иной информации к общедоступной, что значительно упростит принятие решения для ведомств и сократит количество обращений от граждан и организаций, считает юрист.
Новый документ хоть и пытается формализовать порядок перевода данных в категорию открытых, но вряд ли что-то изменит в существующем положении дел, скептичен технический директор IT-компании HFLabs Никита Назаров. «В подготовленном документе есть пункты, которые госорганы могут легко трактовать в свою пользу. Например, могут ответить, что запрос на те или иные данные единичный и что общественной потребности в этих сведениях нет. Или использовать аргумент, что запрашиваемые данные – это информация ограниченного доступа», – считает он.
Информация все чаще прячется
Проблема заключается не только в порядке предоставления сведений, но и в полноте и частоте их актуализации – уже существует масса реестров, которые считаются открытыми, но при этом не обновляются годами или публикуются в виде сканов бумажных документов, обращает внимание Назаров. Тогда как количество открытых реестров в России в течение последних пары лет неуклонно снижается, продолжает он. Из ЕГРЮЛа исчезли данные об учредителях некоторых компаний, финансовая информация о них. Не доступен для просмотра сайт переписи населения 2020 г., закрыта статистика о производстве бензина, перечисляет он. В прошлом году бизнес лишился доступа к реестру недействительных паспортов МВД, что значительно осложнило работу банков и других финансовых организаций. Поэтому приказ вряд ли изменит тренд, замечает он.
Исполнительный директор «МЭФ Legal» Александр Радуцкий не видит положительного влияния этого документа на доступ к госданным. По его мнению, это «чисто технический документ, который позволяет обосновать как раскрытие, так и отсутствие раскрытия любых госданных». Юрист предполагает, что приказ министерства, скорее всего, не имеет никакого отношения к взаимодействию бизнеса и государства, а следует в канве реализации политики открытых данных, например, в рамках платформы «Гостех».