Для решения этих задач в феврале 2019 года под эгидой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации был создан Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС.
Директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева рассказала редакции, как искусственный интеллект используется в программах обучения госслужащих и какая роль отводится ИИ-технологиям в данном процессе.
«Основная задача Центра — обучение государственных и муниципальных служащих, ответственных за цифровую трансформацию и развитие российских органов власти. А также подготовка специалистов, умеющих принимать этичные, быстрые и обоснованные решения в условиях цифровой экономики».
Программы обучения госслужащих
В Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС существуют следующие программы обучения:
- «Руководитель цифровой трансформации» — профессиональная переподготовка для заместителей федеральных министров и руководителей/заместителей служб и агентств.
- «Реализация проектов цифровой трансформации» — повышение квалификации для руководителей цифровой трансформации региональных органов исполнительной власти (гражданских служащих, назначенных ответственными за цифровую трансформацию РОИВ) и участников проектных офисов по цифровому развитию ФОИВ.
- «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» — повышение квалификации для служащих регионального и муниципального уровней.
- «Основы цифровой трансформации» — повышение квалификации для государственных служащих уровня заместителя руководителя отдела и выше.
Кроме того, Центр запустил открытые просветительские курсы по основам цифровой трансформации на онлайн-платформе Stepik.
Во всех программах методисты и эксперты делают акцент на теме сквозных технологий, в частности, на искусственном интеллекте, который позволяет делать госсервисы более доступными и удобными для граждан.
Ключевые направления обучения госслужащих сквозным технологиям
Важными направлениями обучения госслужащих являются:
-
Клиентоцентричность
Выгодополучателями от цифровой трансформации должны быть граждане и бизнес. Именно для удовлетворения их потребностей создаются новые системы на основе искусственного интеллекта.
-
Информационная безопасность
Для создания сервисов на основе искусственного интеллекта требуется доступ к большим объемам данных о гражданах. Это создает новые риски, которые надо учитывать, и может оказывать влияние на уровень доверия к цифровой трансформации и государству в целом.
«Госслужащие учатся предусматривать все возможные последствия и транслировать информацию о том, какие риски и как именно будут учтены».
Кибербезопасность — это одна из тем, на которые в первую очередь обращается внимание госслужащих: сначала проработка вопросов обеспечения информационной безопасности, затем разработка новой технологии или сервиса.
-
Этика
Госслужащие обучаются алгоритму принятия решений, который помогает учитывать все этические риски еще на этапе разработки решения.
«Существующие риски в госсекторе не отличаются от рисков общих систем искусственного интеллекта. Вопрос в их масштабе. За возможные ошибки могут расплачиваться миллионы людей, самые разные группы населения, в том числе наиболее уязвимые. Поэтому на руководителей цифровой трансформации федерального и регионального уровней ложится новая ответственность за предупреждение подобных проблем.
Важно, чтобы госслужащие не столько разбирались в сквозных технологиях и умели работать с данными, сколько были способны принимать этичные решения на их основе».
Этика ИИ в работе центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации
Центр ведет экспертно-аналитическую деятельность в области этики современных технологий. Обучение этическим принципам применения искусственного интеллекта, в том числе, основано на докладах, подготовленных Центром в соавторстве с ведущими экспертами в этой области: «Этика и „цифра“: этические проблемы технологий» (2020) и «Этика и „цифра“: от проблем к решениям» (2021).
Исследовательские работы Центра по вопросам этики были рассмотрены на Международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия», где эксперты Центра и соавторы докладов провели сессию «Этика искусственного интеллекта в государстве».
Участники сессии подняли вопросы новой ответственности, которая ложится на руководителей государственных IT-служб, возможные риски дискриминации граждан при внедрении решений искусственного интеллекта в государственных сервисах, мировые практики и стандарты международного взаимодействия по регулированию искусственного интеллекта, а также кейсы этических решений в госсекторе.
«Государство как регулятор в первую очередь должно заботиться об интересах граждан, следить за тем, чтобы технологии были этичными, не дискриминирующими. В 2020-2021 годах государства и компании собирают данные в таких объемах, которые прежде однозначно выглядели бы как грубое нарушение приватности. С другой стороны, технологии дают слишком много возможностей государству, чтобы их игнорировать. Важно сделать так, чтобы эти возможности не были использованы во вред гражданам», — отметила модератор сессии Екатерина Потапова, руководитель направления исследований и аналитики центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
Такой подход к обучению на базе принципов клиентоцентричности, безопасности и этичности помогает госслужащим создавать качественные сервисы на основе искусственного интеллекта.
Часть проектов госслужащие разрабатывают прямо во время обучения. В дальнейшем эти сервисы получают развитие и реализуются на региональном или федеральном уровнях. В качестве примера можно привести проект «Цифровая трансформация контрольно— надзорной деятельности в АПК — Цифровой сельхознадзор», который был разработан слушателями программы «Руководитель цифровой трансформации» в 2019 году. Модель использования искусственного интеллекта была внедрена во ФГИС «Ветис» и модуль «Меркурий».
В этом году на заседании аттестационной комиссии под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко команда руководителей цифровой трансформации представила сервис на основе искусственного интеллекта «Умный Кадастр».
Проект презентовала заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова. Сервис на основе предобученных нейросетей и алгоритмов пространственного анализа помогает защищать имущественные интересы граждан и вовлекать в оборот неиспользуемые объекты недвижимости. Услуга протестирована в составе эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, который в 2021 году проводится в четырех пилотных субъектах РФ: Республике Татарстан, Пермском и Краснодарском краях, Иркутской области.
В числе других проектов, разработанных госслужащими, прошедшими обучение по программам Центра: портал и мобильное приложение «Термические точки МЧС», где технологии искусственного интеллекта используют для прогнозирования распространения лесных пожаров на больших территориях; робот для экспресс-диагностики простудных заболеваний в дошкольных образовательных учреждениях и автоматизированная система назначения мер социальной поддержки «Услуга без чиновника», разработанные командой цифровой трансформации ХМАО.
В заключение Ксения Ткачева выделила особую роль искусственного интеллекта в решении стратегической задачи перехода к цифровой экономике:
«Переход к цифровой экономике невозможен без применения технологий искусственного интеллекта в социальной и экономической сферах, в госуправлении. Поэтому обучение специалистов созданию сервисов на основе сквозных технологий и прогнозированию последствий внедрения и развития этих разработок — одна из главных задач подготовки кадров».