Ru En
Беспилотный транспорт выходит на дороги России

Беспилотный транспорт выходит на дороги России

21.01.2022

27 ноября 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил Транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Согласно документу беспилотный транспорт позволит снизить себестоимость перевозок на 15% и повысить пропускную способность инфраструктуры на 10%.


Первым этапом внедрения беспилотных логистических коридоров в России станет запуск беспилотных грузовиков между Москвой и Санкт-Петербургом по трассе М-11 «Нева». Минтранс до 2024 года оборудует данную магистраль цифровой инфраструктурой для безопасного движения беспилотного грузового транспорта. После этого проект охватит ЦКАД и трассу М-12 Москва — Екатеринбург.

Создание государством инфраструктуры и разработка соответствующих нормативных актов позволит частным компаниям развивать этот сектор экономики. Тем не менее отечественные компании уже сегодня добились впечатляющих результатов в развитии беспилотного транспорта. Флагманами в этой сфере на сегодняшний день являются «Яндекс» и «Сбер», которые имеют специальные подразделения для разработки, тестирования и внедрения беспилотных автомобилей.

«Яндекс» лидирует во внедрении беспилотных технологий

На сегодняшний день беспилотный автомобиль «Яндекса» умеет самостоятельно, без вмешательства водителя, передвигаться из точки А в точку Б в условиях небольших городов или отдельных районов крупных городов. Машина соблюдает ПДД, умеет определять и объезжать препятствия (в том числе, другие машины и людей), перестраиваться в потоке, предсказывать поведение других участников движения и исходя из этого самостоятельно планировать безопасный маршрут.


На конец 2021 года беспилотные автомобили «Яндекса» проехали больше 17 миллионов километров. На данный момент парк компании насчитывает 170 беспилотных автомобилей на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. Уже 3 года в городе Иннополис в Татарстане работает первый в Европе сервис беспилотного такси Яндекса — за это время пассажиры совершили 24 000 поездок.

Нормативная база для развития беспилотников

Беспилотные технологии — абсолютно новая сфера. Федеральное законодательство для них пока только разрабатывается, и еще нет ни одной страны в мире, которая бы полностью завершила этот процесс. Но важно, что дальше всего в этом направлении продвинулись страны, где уже запущены пилотные проекты с использованием автономного транспорта. Россия находится в числе этих стран. Такой подход позволяет собрать необходимую статистику, получить опыт использования технологий в сервисах, ответить на многие вопросы и разрабатывать федеральное регулирование не в вакууме, а на основе реальной практики.

Безусловно, создание законодательной базы для беспилотных технологий — процесс, требующий совместной работы регуляторов и разработчиков.

В 2020 году в России был принят закон об экспериментальных правовых режимах. Он позволит компаниям, работающим в инновационных сферах, запускать такие пилотные проекты. В рамках этого закона «Яндекс» подготовил Программу, в которой прописаны условия тестирования беспилотников. Принятие этой программы позволит компании запустить сервис беспилотного такси в Москве без водителя за рулем, а также убрать инженера-испытателя из салона в Иннополисе, где уже 3 года работает сервис беспилотного такси с инженером на пассажирском сиденье.

Востребованность беспилотного транспорта на рынке

Бизнес заинтересован в использовании подобных технологий, в частности сфера логистики. Ряд логистических направлений уже сейчас испытывает недостаток кадров, например, дальние грузоперевозки. Пассажироперевозки и доставка последней мили также сейчас активно развиваются и их объемы растут, и в какой-то момент они также придут к недостатку кадров. Беспилотные технологии, будь то такси или роботы-курьеры, позволят закрыть этот недостаток.

Результаты в сфере доставки роботами

Роботы-доставщики «Яндекса» на конец 2021 года сделали уже порядка 70 000 доставок, то есть около 1 000 заказов в неделю. Такой формат доставки оказался востребованным и в России, и за границей. В этом году роботы компании начали доставлять еду студентам двух американских университетов: Университета штата Огайо и Аризонского университета. В следующем году стартует пилотный проект рободоставки продуктов из супермаркетов «Carrefour» в Дубае. В городе Иннополис в Татарстане все доставки «Яндекс.Еды» осуществляются только роботами-курьерами.



Успехи других компаний в сфере беспилотных технологий

В 2020 году беспилотные автомобили «СберАвтоТех» (подразделение «Сбера») выехали на улицы Москвы для тестирования в условиях крупного города. До этого беспилотники компании успешно прошли испытания и получили разрешение на движение по дорогам общего пользования.

В 2021 году компания представила полностью автономный электромобиль «ФЛИП», который также в качестве топлива может использовать газ и водород. В автомобиле нет привычных элементов управления, как и водительского сидения. Благодаря такому решению, автономный электромобиль может вместить в салоне 6 человек. Автомобиль оснащен голосовым управлением и развлекательными сервисами «Сбера». Батарею электромобиля можно будет поменять за 5 минут.


С 2020 года свой беспилотный автомобиль испытывает «КамАЗ». Грузовой беспилотник компании, предназначенный для перевозки комплектующих, на протяжении года тестируется на территории завода. Однако уже в 2024 году производитель планирует вывести свои беспилотные грузовики на дороги общего пользования.

В конце сентября 2021 года «ГазПром нефть» сообщил, что использует полностью автономный электромобиль «ГАЗель NEXT», который самостоятельно совершает рейсы по внутрипромысловым дорогам Южно-Приобского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Для контроля 10-15 таких беспилотных автомобилей достаточно одного диспетчера. По словам представителей компании, благодаря тому, что беспилотные автомобили могут работать круглосуточно, повышается эффективность логистических схем.



Роль российских компаний в развитии беспилотного транспорта в мире


Россия — один из лидеров зарождающегося рынка беспилотных автомобилей. Один из важнейших критериев развития технологии — готовность к запуску сервисов беспилотного такси. «Яндекс» — одна из 4 компаний в мире, которые осуществляют поездки в сервисе такси без человека за рулем.

При этом технология компании легко адаптируется к различным средам и может экспортироваться заграницу — автомобили компании уже эксплуатируются в США и Израиле.

Ольга Рудакова из пресс-службы беспилотных технологий «Яндекса» так видит ближайшее будущее беспилотного транспорта в России:

Технология «Яндекса» уже позволяет автомобилям ездить в полностью автономном режиме на дорогах общественного пользования с не слишком интенсивным трафиком. По мере развития технологии беспилотные автомобили будут накапливать опыт и все лучше предсказывать поведение других участников движения во все более сложных дорожных условиях. Территории, где автомобили могут ездить без страхующего инженера в салоне, будут постепенно расширяться. Сначала они расширятся до отдельных районов больших городов, а через 3-4 года беспилотные авто смогут работать в самых сложных условиях — центрах мегаполисов в час пик.

Мы рассчитываем, что если в течение ближайших 3-4 лет будут приняты необходимые законы для регулирования сферы беспилотного транспорта, применение этой технологии может стать массовым.

Ольга Рудакова, пресс-службы беспилотных технологий «Яндекса»